На Святки принято гадать-мечтать о женихах? Вот и помечтаем.
Что можно обозначить, как ключевые технолого-экономические векторы в масштабе планетарном?
1. Освоение ближнего космоса до уровня (экономически) сегодняшнего освоения тропосферы.
2. Освоение океана, до уровня (экономически) освоения прибрежной зоны.
Разберем пункт первый.
1. Создание многофункциональной орбитальной станции-лаборатории по примеру «соляриса».
2. Создание еще более полнофункциональной орбитальной грузовой станции-склада.
Опять разложим.
На научно-туристическом «солярисе» – можно назвать, например – «Земля», разместится следующее:
а) Центр приема-обработки (в параллель с Землей, разумеется) целой сети орбитальных и дальних – телескопов-станций, приборов исследования новых спектров-излучений-волн как внутри, так и за магнитосферой земли и т.д., совмещенный со всеми уже проводимыми на МКС лабораторными экспериментами и т.п.
б) Туристическая гостиница для космических туристов, различных культурно-политических мероприятий и т.д. (Ну, например, Президент (и Президенты) поздравит/ят с новым годом прямо оттуда и не через 100 лет, а через 10-20).
в) Для всех ученых связанных хоть каким-то образом с космическими технологиями – станет обязательной практика на станции перед защитой, например, докторской и т.д.
На грузовой же станции-заводе (находящейся орбитально напротив «Земли» еще и с целью постоянного мониторинга планеты и вокруг нее – с обеих сторон одновременно) разместятся:
а) Запасы горючего и технических средств для «Земли».
б) Собственно серийные производства, на основе технологий на «Земле» полученных.
в) Платформа-космодром-сборный цех для принятия-отправки кораблей за пределы орбиты этих двух станций – экспедиции на Луну и т.д.
Орбиты обеих станций должны быть еще выше орбиты МКС, так чтобы угроза неуправляемого падения на Землю была минимальна.
Разумеется, мощный информ-ресурс (вплоть до постоянной прямой трансляции видимой Земли из космоса, уже сейчас можно, кстати) будет освещать все, что происходит на станции и вокруг нее, вовлекая все более людей в интерес и сотрудничество. Очень важен не только фундаментально-прикладной научный и технологический фактор-значение этой станции. Возможно еще важнее – дать людям увидеть – ГДЕ ОНИ ЖИВУТ. Создать в головах принципиально новое понимание-осмысление себя и вокруг себя именно с орбиты, а не глядя себе под нос. Что неизменно отразится именно уже и на земной жизни, отношении к планете и всему живому, ее населяющему, включая, заметьте, И ЛЮДЕЙ!
Для достижения поставленной задачи необходимы принципиально новые технологии доставки грузов и людей на уровень стратосферы и выше. Королев дал прорыв, как некогда Колумб. Но мы не ходим в Америку на бригантинах. Нужен космолет. Взлетающий-садящийся с обычного аэродрома, плавно набирающий высоту и так же плавно снижающийся, не создавая перегрузки – так чтобы в космос мог спокойно и безопасно попасть человек даже со средними показателями по здоровью. Для этого следует снова перелопатить все наработки-идеи Циолковского, а также и до него (вплоть до времен Леонардо), и после. Рассмотреть возможность многофункциональных двигателей – для каждой высоты – своего физического свойства, а также применяя композитные, нанотехнологии и т.п. создать аналоги несущего крыла для стратосферы и выше – стратосферное крыло. Т.е. агрегат доходит до пределов работы обычного самолета, выдвигает, распускает и т.д. нечто и, опираясь на принципиально же и новую тягу, выходит опять до предела, дальше третье – собственно уже чисто космическое – там какие-то «паруса» или «воздушные шары» на солнечном ветре предлагали, гелиевые и т.п. В том же порядке происходит и посадка. Цена полета такого космолета должна в изначально закладываемой перспективе не значительно превышать цену полета современного ракетоносца, а грузоподъемность достигать в максимуме не менее 100 тонн (тут все что по «Бурану» было может также пригодиться). Полеты на «Землю» и «Солнце» (грузовик-завод) должны выйти в расчетной перспективе на ежедневные, а орбитальное сообщение между станциями и на несколько раз в сутки. Т.е. нужны и собственно 100% космические корабли-челноки – станция-станция. На «Земле» имеет смысл поискать действительно возможности создания искусственной силы тяжести и т.п. Создать максимально комфортные условия длительного проживания-работы.
Станции должны быть международными, экономически рентабельными, я бы даже сказал дешевыми – повседневными. Ближний космос должен стать такой же реальностью, как сейчас гражданская авиация, только тогда можно в серьез размышлять о полетах далее него, полетах серийных и опять-таки экономически вообразимых и востребованных – на Луну, на Марс и т.д.
По второй «ветке» следующее.
Именно в местах естественного скопления мусора в океане, а это судя по всему как раз его самые отдаленные уголки – где роза ветров и течения создают, как бы мусоро-отстойник, следует установить исследовательско-производственные платформы, что займутся:
1. Как раз утилизацией (с переработкой в энергию) этого мусора.
2. Научными исследованиями: и в области океана, и, опять же, астрофизики, восполнив существующие лакуны в уже приземном мониторинге.
3. Подводные и надводные цеха для создания-отработки технологий требующих высокого давления (на больших глубинах), беспылевой среды (на палубах) и т.п. Создав и выведя на экономическую рентабельность – начнут полноценную работу морские заводы-платформы. Вот уж, где точно будет идеальный оффшор!
4. Плавающие морские гостиницы-курорты надводно-подводные и т.п. – «Отпуск в Тихом океане! среди летающих рыб и китов» (почти как у Тура Хейердала) – плавающие «острова».
Кстати в качестве базовой энергоустановки для этих «мечт» мы уже создали фундаментальный камень – плавучую АЭС. Дело за «малым» – отработать технологию беспроводной передачи электроэнергии.
Рассмотрим теперь то, что непременно следует предусмотреть, прежде всего!
Двигаясь вперед, мы все более обязаны руководствоваться правилу – НЕ НАВРЕДИ. Т.е. мы должны внимательнейшим образом продумывать все так, чтобы весь окружающий мир, как живое, так и даже косное – не пострадало от нашего воздействия, тем более сколь-нибудь значительно. Конечно, прогресс неизменно сопряжен с такими рисками, но давайте и в самом прогрессе найдем, как раз прогресс именно и в этом направлении. И именно это станет фундаментальным залогом – что вся эта фантастика – будет реальностью. Причем уже в этом веке! Буквально в течение нескольких десятилетий.
P.S. Собственно ракетостроение может быть выделено отдельным направлением специально-экстренного свойства. Здесь имеет смысл идти по пути полной автоматизации (не привязываясь уже к человеческому фактору по перегрузкам) – увеличения скорости подъема (но удешевления носителей) как за счет принципиально новых двигателей, так и, прежде всего, устранения препятствующих подъему факторов, вплоть до «гравитационных лифтов-коридоров» – создания перед (вокруг) ракетой полей, ослабляющих даже силу тяготения и т.п.
© Семенов Д.Б. (Учин) 2020
К оглавлению...