Вначале немного информации для тех, кто нас не знает. Издательский отдел Всероссийского центра художественного творчества учащихся ежемесячно выпускает репертуарно-методическую библиотечку, серии «Я вхожу в мир искусств» и «Репертуар для детских и юношеских театров». Эти издания адресованы руководителям детских и подростковых театральных коллективов, работникам культурно-досуговых учреждений, также представляют интерес для библиотек, прежде всего, детских, и театральных вузов, институтов культуры и искусств. В год выходит 18 выпусков, включающих театральную методику, пьесы для детского юношеского театра (драматического, кукольного, музыкального), а также материалы по приобщению ребенка к искусству.
Периодическое издание «Я вхожу в мир искусств» выходит с 1997 года. В 2000 году появилось приложение «Репертуар для детских и юношеских театров». К нынешнему времени издано почти 200 выпусков, создана большая профессиональная библиотека детского театра, приобретен уникальный опыт.
Сквозная тема изданий — воспитание ребенка средствами литературы и театра. Авторы материалов — профессиональные педагоги, театроведы, драматурги, руководители детских коллективов. Так, например, редакции удалось привлечь к сотрудничеству таких известных драматургов, как М. Бартенев, В. Ольшанский, К. Драгунская, Л. Корсунский, Ю. Ким, Е. Исаева, Л. Расеба, Р. Белецкий, Л. Улицкая и многих других маститых и молодых авторов... Изданные пьесы входят в репертуар профессионального и детского любительского театра. Театральная методика создается совместно с ведущими театральными вузами страны: Театральным институтом им. Б. Щукина, Российской Академией театрального искусства (ГИТИС), а также с Московским Государственным Университетом культуры и искусств. Изданы работы театральных педагогов Г. Морозовой, А. Дрознина, Б. Голубовского, П. Попова. Возможность публикации способствует появлению новых имен и в драматургии, и в театральной педагогике.
Особое место в репертуарно-методической библиотечке занимает проблема приобщения детей к чтению, литературе как искусству. Вот названия только некоторых выпусков: «Школа творческого чтения», «Современный ребенок и сказка», «Стихи и дети», «Литературный театр» для старшеклассников, «Звучащее слово Древней Руси», инсценировки детских книг, сказок, классики.
Кроме того, раз в два года по итогам литературного конкурса Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусств» издаются сборники детских литературных работ. На XIII Международной ежегодной выставке «Пресса-2006» экспертный совет оценил качество издания, наградив редакцию почетным знаком отличия «Золотой фонд прессы России» в номинации «Культура и искусство». Теперь этот знак украшает обложку серии «Я вхожу в мир искусств». Издания распространяются по подписке, а также высылаются по почте наложенным платежом.
А теперь «закулисная» жизнь редакции. Если оглянуться назад, наверное, главное — ощущать, как этот ребенок — новое издание развивается, анализировать реакцию подписчиков на каждый шаг, будь-то изменение тематики, оформления, стоимости. И поддерживать каждую искру внимания авторов друг к другу. По сути, роль редакции — содействие, создание условий, в которых люди театра могли бы оказывать влияние на свое профессиональное дело: педагоги передавать свой опыт, драматурги — свои произведения. И детский театр (театр, где играют дети и театр для детей) — часть этого профессионального дела, во многом определяющая будущее.
Поэтому так дорого, когда авторы чувствуют ответственность за судьбу издания, а члены редколлегии считают его своим. Г.В. Морозова, президент гильдии педагогов сценического движения, олицетворяет союз редакции с Театральным институтом им. Б. Щукина, В.И. Ольшанский — союз с профессиональной драматургией, В.К. Бегунов и В.В. Панфилов — с детским театральным движением.
Это бескорыстная деятельность, масштаб которой непосвященному трудно представить: десятки прочитанных пьес и переговоры с авторами В.И. Ольшанского, подготовка к изданию лучшего, что создано Вахтанговской школой по сценическому движению Г.В. Морозовой, азарт и любопытство к любому тексту со словом «театр» В.К. Бегунова, В.В.Панфилова и многих, кого здесь не упомянули. «Муравьиное братство» несет свои находки в общий дом. В этом надежда, что продолжение будет.
А планы есть. Интернет позволит все созданное за 10 лет аккумулировать в одном месте, причем за счет разумной систематизации материала самые разнообразные вопросы найдут ответ. Возможна справочная служба «Ищу пьесу, ищу инсценировку» — по количеству действующих лиц, теме, автору, жанру и т.д. Возможны дискуссии, создание общего банка упражнений, идей, терминологии...
Сейчас можно коллекционировать высказывания устные и печатные: «Детской драматургии не существует» или «Ужасная драматургия».
Клеймо «ужасная» очень часто пьеса получает после неудачного спектакля, потому что смещается жанр, искажается и сокращается текст, вводятся или убираются персонажи. А «не существует», потому что отобрать те, что имеют право быть, да еще подходят для конкретной творческой ситуации — это время, труд и вера в то, что она, пьеса, существует. А вот если бы часть этой работы сделал компьютер... Вы убедились бы — есть авторы со своей темой, поэтикой, их способ выражения — театр, созданный актерами мир. Они разные и это очень важно, благодаря разнообразию создается среда, в которой может развиваться современный детский театр. Никто не знает, какой должна быть детская драматургия, ведь считается, что ее просто нет, поэтому, к счастью, здесь нет рецептов и апробированных шаблонов. Все определяет конкретная ситуация: сиюминутное общение с детьми, верность собственному детству, режиссерская профессия и личное восприятие мира. Хотелось бы, чтобы драматург был узнаваем режиссером, чтобы за именами возникал образ авторского театра. Надеемся, что для постоянных подписчиков эта картина складывается благодаря авторским сборникам серии «Репертуар для детских и юношеских театров», но и для них информация об авторе, спектаклях, фотографии, аудио- и видеозаписи, обратная связь «драматург — театр», вообще, реакция на публикацию пьесы, на постановку — даст реальное ощущение происходящего.
Кажется, мы являемся участниками еще очень хаотичного процесса создания собственной современной драматургии любительского детского театра, что не исключает обращения к произведениям, созданным для профессионального театра, в то же время что-то из студийного репертуара идет на профессиональной сцене. В этом взаимном интересе, на перекрестке — что-то должно происходить. Этот стихийный процесс поддержать бы, осторожно, чтобы не навредить. И внимательно проанализировать результат — репертуар.
Сейчас время осмысленных последовательных действий — жаль упустить такой момент.
Подписной индекс 40910 — «Я вхожу в мир искусств» (на полгода);
Подписной индекс 38258 — «Репертуар для детских и юношеских театров» (на полгода).
Подписка в Интернет: www.apr.ru/pressa.
Адрес редакции: 115114, Москва, Дербеневская, 16, Всероссийский Центр художественного творчества, Издательский отдел; тел./факс (495)235-29-32, e-mail: theatretekst@mtu-net.ru. Официальный сайт в Интернете www.vcht.ru/.
Марина ГААЗ,
главный редактор библиотечки «Я вхожу в мир искусств»