В уставе нашего театра есть такой пункт — создание театральной школы-студии. По общепринятым правилам, высшее образование в специальности дает право преподавания на уровне училища, вот этим и воспользуемся. Пусть будет «училище», на фоне бесчисленных академий и университетов, оно, как бы и оригинально. Принцип наших занятий будет следующим: здесь будут публиковаться статьи, видеоуроки, в комментариях вы можете задавать вопросы, обсуждать и т.д.
Итак, первое с чего стоит начать, это определиться с тем, что вообще такое ТЕАТР и театр в современном мире. Возможно, что вышеизложенное покажется спорным или дидактичным, но школа — есть школа, а театр, как я уже писал — наука, а в науке всегда есть законы и, конек нашего времени — личное мнение, на эти законы повлиять никак не может, так же как нельзя усилием воли заставить солнце вращаться вокруг земли. Можно спорить о деталях, определениях, но сути вопроса это не изменяет, так как не нами устроено, не нами придумано, а дано человеку «an sicht» при его рождении.
Итак, что же такое театр? В узком смысле — это живое исполнение перед публикой какого-либо драматургического произведения. Теперь введем широкое понимание — театр это воплощение искусства через человека, его голос, его пластику, музыкальные инструменты и т.д., как перед публикой, так и в записи. Все, что реализуется через человека — это театр. Таким образом, концерт Высоцкого — это театр, когда Маяковский читает стихи в Политехническом — это театр, радиопостановка и художественный фильм — это театр, когда играет Рихтер или Горовиц — это театр, когда выступает ансамбль Моисеева — это тоже театр. Даже некоторые программы ТВ можно также отнести к театру. Разделение на: концерт, драму, оперу, художественное чтение, выступление танцевального коллектива — это лишь уточнение жанра, а суть в том, что все это есть — театр. Почему?! Отвечаю. Мы переходим к первому ключевому нашему определению.
Театр — это искусство, воплощаемое через человека, в котором задействуются высокие энергии, как на духовном, так и материально-физическом уровне.
Сравнение Константином Сергеевичем театра с храмом не метафорично. В театре у зрителей и исполнителей всегда присутствуют те ощущения, которые испытывает верующий человек в храме. В театре всегда присутствует Бог. Именно этим можно объяснить возникновение высших энергий. Кроме того, театр возник именно из обрядовых, а в последствии, литургических действ, непосредственно связанных с религией. Но храм — это храм, а театр — театр, здесь нет противопоставления, смешения или борьбы. Поэтому театр — это не храм. Но это место, без которого, как и без храма, человек не может нормально существовать, потому что черпает там духовную пищу, столь же необходимую, как и пища обычная.
Итак, театр — это место присутствия высоких энергий. Как это выражается?
Это выражается в словосочетании «мурашки по телу», если по-простому, или странные нервные, вплоть до физического покалывания, ощущения, совмещенные с эйфорией, или, если хотите, чувством блаженства, или счастья, и наполнение духовными силами, теми которые, собственно, заведуют волей человека. Все это вполне ощущается на физиологическом уровне. Кроме того человек уходит из театра просветленным и полным новых сил, желаний и чувств, хотя, часто, и усталым чисто физически. Но наше физическое состояние на 100% зависит от эмоционально-духовного. Это прямое следствие саморегуляции организма под воздействием духовных сил. Они наша жизненная батарейка, разрядка которой смертельно опасна, даже для очень спортивного и здорового человека. Именно их пополнение происходит в храме и в театре, если говорить с материальной точки зрения. Таким образом, театр воздействует и физиологически, и духовно, что в принципе, не разделимо. Теперь подытожим.
Театр — это место присутствия высоких энергий, возникающих через людей, а не от людей и откуда они там берутся, и как это происходит, было бы интересно исследовать уже с помощью естественных наук: физики, химии, биологии и т.д. Соответственно если на сцене, в записи, в кадре, в исполнении оркестра у слушателей и исполнителей не возникает высших энергий, или как называли древние — «катарсиса», это представление не является театром, поскольку не выполняет его главной задачи.
Исходя из того, что мы сейчас сформулировали, человек, собирающийся всерьез посвятить себя театру должен понимать, какие обязательства он берет на себя. Как солдат идущий в бой, как священнослужитель принимающий на себя ответственность перед Богом за свою паству, так же и человек посвятивший себя театру, должен понимать всю долю ответственности и сложность задач, которые он перед собой поставил. Это не значит, что надо сразу испугаться или глубоко и надолго задуматься, часто понимание приходит гораздо позже выбора профессии и это нормально, но об этом надо помнить и понимание это необходимо. Работа с высшими энергиями — дело сложное. Это мир крайностей. Мир физического космоса, где взрывом все начинается и взрывом погибает, но именно эта работа дает возможность познать крайнее блаженство, как, впрочем, и крайнее отчаяние. Если мы посмотрим на плеяду наших великих артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, музыкантов и поэтов, то мы увидим, что все они были священнослужители своего дела, верные и очень неприхотливые солдаты театра.
Есть такая нелепая проблема, которая очень много муссируется в нашей среде, особенно в институтские годы — «звездная болезнь», под ней понимается, подчас, все что угодно. И часто замечал, что обвинения в ней получали люди ей не сильно подходившие, а часто прямо противоположные. Соответственно те, кто иногда и откалывал штуки, ей свойственные, часто в ней уличен не был. Будем говорить начистоту, борьба с ней — это борьба мифическая. Если вам начнут рассказывать об этом, отнеситесь к рассказам, с литературной точки зрения.
Есть качества необходимые в нашей профессии, и которые, как и все качества человека, развиваются. Одно из этих качеств называется — смелость. Возможно, не та, что в бою, но определенная — точно. У нее есть две составляющие — дерзость и наглость. Дерзость — это поведение, подкрепленное смелостью, а наглость — благоприятными обстоятельствами. За звездную болезнь, как правило, получают дерзкие и робкие, наглых же, обычно, щадят, потому, что их наглость всегда базируется на прочном фундаменте. Соответственно борьба со «звездной болезнью» задача бессмысленная в достижении какого-либо результата и вредная для студентов ей не подверженных.
Я не случайно написал предыдущий абзац, мы переходим к целям и задачам.
Что может быть поставлено в основание выбора театральной профессии?
Итак, первое. Слава.
Бытует мнение, что главная задача в нашем деле — прославиться и все идущие в него идут именно за этим. Ну что же, изучим, может ли слава, быть основным стимулом в этой профессии. Во первых, надо учесть следующее — слава-понятие, которое можно соотнести с любым видом деятельности, и наша специальность вопреки некоторым мнениям достаточно уступает, скажем, политической или военной славе, а также еще целому ряду профессий и занятий, кроме того, особенно в наше время, она недолговечна и связана с бульварными сплетнями. Единственный плюс, который дает слава, это расширение возможностей и их реализации, но для этого нужно иметь то, что будет реализовываться.
Таким образом, слава — как самоцель нашей профессии отпадает полностью.
Второе. Творческая реализация.
Казалось бы, очевидная и часто употребляемая формулировка стимула выбора профессии, но она также не может быть ее самоцелью. Заряд на творческую самореализацию быстро иссякает, не имея подпитки извне, под ударами неудач, разгромов и непризнания, а иногда и славы.
Третье. Талант.
Талант и его реализация только в очень редких случаях может быть самоцелью к выбору данной профессии, так как субстанция эта весьма непростая, и всегда субъективно оцениваемая. Почему?
1.Талант всегда находится в развитии, этим объясняется частая странность на актерских курсах, когда незаметные студенты к четвертому курсу совершенно превосходят отличников первого, причем развитие таланта может идти как вперед, так и в обратном направлении.
2. Восприятие таланта экзаменатором.
Будем откровенны, для всех, кто когда-нибудь занимался искусством, мир существует через стекло его творчества. Профессионал конечно должен уметь разделять свое мнение художника и педагога, но на практике это почти невозможно. Так что, если вам на первом туре говорят, что вам лучше идти куда-нибудь еще, это обязательно следует соразмерить с тем, что вы чувствуете и только потом принимать решение. Многие известнейшие впоследствии актеры не могли долго поступить в вуз.
Важно также заметить, что корректность и вежливость высказываний экзаменующего чрезвычайно важна, потому, что может весьма травмировать молодого человека. Тем же, кто вам скажет с видом знатока после тридцати секунд прослушивания, что вы профнепригодны, можете, смело посоветовать освободить занимаемую должность, ибо они ей не соответствуют.
Вернее всего, пожалуй, определить талант — как способность к самоорганизации для решения конкретных поставленных задач, и частично — наличие соответствующих физических данных. Но это можно будет увидеть только в процессе работы. Таким образом, тему таланта мы оставляем, ибо за исключением уникальным, талант может не казать себя явно. Отсюда и берется ошибочное мнение, что вот была серая мышка, а вдруг в этой роли... и т.д. Если бы была действительно серая мышка, то роли бы не было! все уже было внутри этого человека + проделанная работа — и есть Роль.
Теперь к главному в этом абзаце.
Главное и основополагающее качество человека театра (как впрочем, и любого дела) — это его личность, внутренний мир. Тот мир, который он потом откроет на сцене.
А техника, опыт и талант ему в том помогут. Но если этот мир будет неразвит, безыдеен и пуст, то хорошего актера, режиссера и т.д. не получится, первое, над чем надо работать, это над этим. Мыслить, образовываться, искать, мучиться, и думать.
«Артист думает всю жизнь, а работает иной раз полчаса. И выходит — если он артист. А как — неизвестно» Ф. Шаляпин
То же самое мне говорил замечательный режиссер В.М. Миллер «когда еду в метро, иду по улице, дома пью чай с вареньем, я постоянно работаю», более того добавлю уже от себя — и во сне тоже. В этой профессии не бывает выходных и часов отдыха, она постоянно присутствует в тебе, с тобой, вокруг тебя.
Таким образом, первоочередная задача педагога раскрыть и дополнить этот внутренний мир своего студента. И именно этому всегда учили великие мастера, педагогика никогда не заканчивалась у них преподаванием специальности. Но главное — это ваше самообразование, без которого будет бессилен даже самый ваш всесильный педагог.
Итак, резюмируем выводы первой нашей лекции.
Театр — искусство высших энергий.
Человек идущий на эту стезю обязан озаботиться своим внутренним миром, тем, что он будет говорить со сцены (в чужих словах) и зачем.
Теперь можно переходить к специальности, но это уже в следующей статье.
© Семенов Д.Б. (Учин) 2014